Restauro  1999 г.

 

№ 1.

 

Статья В. Хартляйтнера о проблемах реставрации объектов из известняка с восковым покрытием на конкретных примерах – алтарь и эпитафии XYI  и XYII  вв. Описаны типичные повреждения, способы удаления старого воскового покрытия, анализ современных покрытий, проблемы защиты от граффити.

·        А.Бартль описывает результаты исследований двух произведений живописи: портрет Барабары Дюрер из Германского национального музея Нюрнберга и А.Дюрера-старшего из галереи Уффици во Флоренции.  Цель исследования: прояснить вопрос, является ли портрет Барбары Дюрер работой ее сына? (портрет отца 1490 г. имеет авторскую подпись). Исторические и искусствоведческие изыскания дополнены технико-технологическим исследованием всех субстанций. Доски,  паволока, грунт, имприматура – идентичны. Главное различие двух портретов – в рисунке (в большей степени) и в  живописи. На обороте обеих досок изображена единая картина – сцена в аду. В женском портрете техника живописи типична для раннего Дюрера. Различия в рисунке и живописной манере двух портретов могут быть объяснены тем, что между двумя процессами – нанесением рисунка на доску и живописью прошло некоторое время. Разница в изображении лиц и рук (инкарната) на женском и мужском портретах вызвана тем, что на портрете отца сохранился оригинальный лак.

·        Р.Б.Фальтермайер рассказывает о результатах  специальных тестов, которые проводились, чтобы выяснить, какие ингибиторы нужны для защиты от коррозии археологических объектов из меди и медных сплавов. Было испытано 6 видов ингибиторов, каждый из  которых либо не дает 100% гарантии защиты, либо вызывает изменение цвета поверхности.  Лучшие результаты показал все-таки бензотриазол (99% гарантии, поверхность темнеет).

·        Две следующие статьи посвящены реставрации кабинета 1670 г. из Аугсбурга (дерево, мрамор, оникс, шифер, металлические накладки).  У. Зеельхоф описывает строение и конструкцию кабинета, его  катастрофическое состояние сохранности. Из 29 досок, выполненных из так называемого мрамора-руины (Ruinemarmor)  - особого сорта известняка - сохранилось 4. Приведены примеры подобной мебели, подробно описана реставрация. Ш. Рудольф рассказывает о реконструкции техники изготовления (вальцовка) металлических накладок волнообразной формы.

·        Я.А. Чирмай (? -Szirmai) начинает серию статей о консервационных переплетах. Консервационный переплет должен  гарантировать оптимальное функционирование книги, обеспечивать длительную защиту блока, быть обратимым, свободным от декора и экономичным.  В 1-й статье говорится о консервационном переплете с деревянными досками,  кожаным корешком и кожаной застежкой.  Данный тип консервационного переплета применяют, когда: утерян оригинальный переплет; оригинальный переплет в таком состоянии, что его не имеет смысла реставрировать;  оригинальный переплет причиняет внутренние повреждения книге. Подробно описана конструкция переплета, шитье тетрадей, плетение каптала, подготовка деревянных досок.

 

№2.

 

·        Б.Бюнше продолжает исследование деревянной скульптуры на примере т.н. Гошхоф-алтаря  н. XYI в. Скульптура изготовлена из  дерева,  первоначально были раскрашены только глаза, губы и щеки. В середине XYI века скульптура покрыта полихромной росписью. Автор пытается найти термин для обозначения подобной скульптуры: «неполихромная», «частично раскрашенная» и т.д.

·        Г. Хоффманн и Р.Урбанек рассказывают о специальных исследованиях  в ИК-лучах  позднеготических креста-распятия и бюста–реликвария сер.XIY в.  В результате под полихромной росписью был обнаружен подготовительный рисунок углем по грунту. Орнамент на воротничке одеяния выполнен в редкой технике Pastiglia: декор сформован пластически из того же грунт (мел + клей). Аппаратура: Sony-CCD, ИК-видеокамера, обработка – компьютерная программа Adobe-Photoshop.

·        2-я статья Я.А. Чирмай. Новый тип консервационного переплета создан по принципу т.н. переплета «в четверть фальца» (Quarter-Joint Case). Подобный переплет был разработан в Англии в середине 50х гг.  При этом методе крышки переплета не доходят до корешка на расстояние, равное ¼  ширины корешка. Это позволяет устранить недостатки переплета со свободным (круглым) корешком и обеспечивает отсутствие повреждений при оптимальном раскрытии блока.

·        А.Раух  - 1-я часть статьи о реставрации шкатулки н. XYIII в.: маркетри из цветной соломки с гравировкой. Две основные проблемы: технология изготовления и консервация. Забытая техника была изучена автором по литературе. При изготовлении шкатулки использовались дерево, бумага и соломка. Бумага не чисто тряпичная (добавка пока не идентифицирована), с оборотной стороны – исписана. Источники не дают сведений о том, чем покрывались подобные произведения: воском, клеем или чем-либо подобным, или поверхность лощилась механически. В данном случае существует тонкое пигментированное покрытие, которое не удалось точно определить. Возможно, оно было нанесено при поздних поновлениях.

·        С. Гензике  рассказывает о первых результатах реставрационного проекта в Каире, который с 1992 года осуществляет Американский Исследовательский центр (American Research Center).

·        Две следующие статьи -  о реставрации кабинета п.п.XYII в. работы Х. Келлерталера (Дрезден): дерево редких пород, красный шелк, латунь, железо, серебряное литье, частичное золочение, чеканка, частичное чернение. Был проведен демонтаж накладок, составлена карта повреждений. Фигуры и их постаменты хранились отдельно, реконструкция их размещения велась с помощью имевшихся старинных фотографий. Было изготовлено 9 гальвано-копий, для сильно поврежденных фигур сделаны специальные втулки из полиакридного стекла. (Э. Бегов). Деревянная часть находилась в тяжелом состоянии: нестабильность конструкции, трещины, утраты фурнитуры, следы предыдущих поновлений. При консервации поверхности не применяли лаки и воскосмоляные политуры, т.к.  они сильно меняют внешний вид эбенового дерева. Кроме того, не было сведений, что кабинет первоначально подвергался подобной обработке. Поэтому поверхность была обработана японским гвоздичным маслом с последующей располировкой. (И. Фладе).

 

 

 

№3.

 

·        Статья К. Френклер-Балхорн об исторических зеркалах в замках: подробно описана история зеркал, особенности обращения с историческими зеркалами, климатические параметры, реставрация: очистка тыльной стороны, склейка фрагментов, дополнение утрат амальгамы и зеркала.

·        И. Краус, Ф.Л. Шотт – исследования и реставрация миниатюры с изображением вида Праги, выполненной в 1600 г. в технике интарсии из камня (т.н. «Pietra-Dura-Platte»). Миниатюра, хранящаяся в Баварском национальном музее (Мюнхен), сделана из агата, порфира, халцедона и яшмы. Часть миниатюры утрачена - 12,8 х 6,3 см (при общих размерах  12,8 х 26,6 см). Интарсия укреплена на шиферной пластине в деревянной раме. Невооруженным глазом с трудом различимы выписанные маслом по камню подробности: фигурки людей и животных, окна на зданиях, светотень на деревьях и пр. Подробно описаны история бытования, строение, технология изготовления каменных фрагментов, укрепление их с помощью смоляной мастики, особенности обработки поверхности. Реставрационные процессы: очистка от загрязнений, удаление гипса с шифера и мастики (старая реставрация), фиксация разрушенной мастики, удаление старых дополнений и записей, дополнение утрат при помощи отливок из полиэстровой смолы,  нейтральная ретушь без реконструкции рисунка.

·        М.Т. Ворх говорит в своей  статье о том, что ясная и убедительная документация – это визитная карточка и показатель достижений реставратора. Автор дает обзор видов документации в реставрации текстиля за прошлые годы, определяет критерии оптимальной документации, разъясняет необходимость фото-документации и современных компьютерных средств документирования. Документация должна включать следующие разделы (минимальные требования):

1.      Описание объекта – название, размеры, №, владелец, место хранения, время, автор, мануфактура (мастерская, монастырь), материал (описание технологии), заказчик, реставратор.

2.      Для особо уникальных объектов необходимо также указать: источники и архивные материалы; историю реставрации и изменений объекта; обоснование всех реставрационных мероприятий. Протоколировать все рабочие совещания с указанием участвующих персон. Если имеет место комбинация различных материалов – обязательно привлечение экспертов, координация рабочих процессов и совместное ведение документации.

3.      Описание сохранности – состояние оригинальных субстанций и дополнений, изменения оригинальных субстанций, род повреждений, причина, расположение и объем.

4.      Документирование  исследований - детальное исследование тканей и материалов, плетения нитей – приложить образцы раппорта в виде рисунка или фотографии; рисунок или письменное описание швов и ниток; анализ красителей, конструкция и выкройка, рисунок возможной реконструкции; анализ повреждений (микроскопия и т.п.). Химическое и физическое обоснование причин повреждений. Оценка и интерпретация повреждений: результат пользования, перекрой и перекраска, хранение, историческое происшествие. Пробы реставрации, расположение, основание, описание, обозначение.

5.      Предполагаемые мероприятия – указания по обращению, процессы, методы, планируемые материалы, конкретная цель реставрации и изменения, которые будут произведены; необходимое число фотосъемок, вид их и размер; предполагаемое планирование привлечения экспертов и реставраторов других специальностей.

6.      Полное описание деталей реставрационного процесса – используемые материалы с указанием продукта и его количества (дата выпуска, поставщик), продолжительность, картография проводимых мероприятий. Необходимо обосновать изменение концепции реставрации (если она была изменена в ходе реставрации).     

7.      Рекомендации к экспонированию, хранению и перевозке – витрина,  ее конструкция и обработка; упаковочный материал, температурно-влажностный и световой режим, указания к транспортировке.

8.      Стоимость 1 часа работ и расходы по заработной плате, стоимость материалов и оборудования, письменных и фотодокументов, хранения, специальных исследований, транспорта и охраны; а также даты начала и окончания платежей.

 

·        П. Турек  исследует вопрос, насколько долговечна компьютерная форма хранения информации для ведения реставрационной  документации.

·        Х. Шинцель делится размышлениями о практике реставрации современных произведений искусства в обстановке выставочного ажиотажа: композиция из яичной скорлупы, частично разрушенная во время транспортировки и деформированный льняной холст с водным затеком. При работе с произведениями современного искусства реставраторам приходиться разрешать не только материально-технические проблемы, но и некоторые другие, например: насколько применимы в данном случае привычные традиционные понятия «оригинал», «подлинник»?

·        Вторая часть статьи А. Раух о реставрации шкатулки с маркетри из соломки. Рассматриваются причины повреждений, проводится анализ возможных клеящих веществ,  выбор которых ограничивают свойства самого материала шкатулки, не выдерживающего воздействия тепла и влаги (выбрана   метилцеллюлоза  Benecel MO 42  - Fa. Aqualon). Для очистки поверхности применялась искусственная слюна (? – Kunstliche Speichel) GlasodonFa. Fresenius. Дополнения выполнены из бумаги, на  больших участках – из соломки по образцу оригинала. Трудно было дать какие-либо рекомендации относительно экспонирования, т.к. оптимальные климатические условия для изделий из соломки еще не определены.

·        Статья группы авторов  из Штутгарта, Гамбурга и Вены о результатах работы с ферментами при удалении старых наклеек в Альбертине (собрание графики в Вене). Клейстер из пшеничного крахмала – традиционное средство для монтажа графики в музеях и архивах. Демонтаж и удаление клея с применением обычной методики не всегда дают хорошие результаты. Часто возникают повреждения бумаги оригинала – особенно мягкой, слабо проклеенной эстампной бумаги. Применение влажного метода при демонтаже архивных документов с неводостойкими чернилами также недопустимо. Попадание влаги на текст, выполненный железо-галловыми  чернилами, может привести к разрушению бумаги.

Поэтому разработана методика применения т.н. «Альбертина-компрессов»  из энзимов (ферментов) для удаления старых клеев. Амилаза – специфический энзим, расщепляющий крахмал.  Она способствует разложению крахмального клейстера на водорастворимые низкомолекулярные сахара. В результате крахмальный клей теряет свои клеящие свойства, поэтому бумажные наклейки можно удалить без повреждения чувствительной бумаги.

 

№ 4.

 

·        О. Вехтер делится опытом солнечной отбелки: соблюдая известную осторожность, этот способ можно применять как при реставрации раскрашенной графики, так и акварелей. Чего можно достичь, применяя солнечную отбелку? Можно осветлить бумагу интенсивных желтых и коричневых тонов. Применяя комбинированные методы, можно удалить водные затеки и пятна плесени, а также остаточные следы восковых, жирных и смоляных пятен, если они до этого обрабатывались органическими растворителями. Процесс отбелки достаточно сложен, так что лист приходится многократно увлажнять и время от времени выставлять на солнце. Для раскрашенной графики нужен дифференцированный комбинированный метод. Автор сам неоднократно проверял данный метод на практике.

·        Статья Е.Аньини (Agnini) посвящена редкой технике – т.н. «живописи под стеклом». Подробно описаны особенности живописи на стекле, состояние сохранности: повреждения, вызванные особенностями самой техники, климатом и предыдущими реставрациями; условия хранения и экспонирования. Автор рассказывает о поисках подходящей методики, о критериях выбора закрепителей (микрокристаллические  низкоплавкие воски), о реставрационных процессах: укрепление красочного слоя, склейка стекла (клей - специальная двухкомпонентная эпоксидная смола Araldit 2020), соединение осколков, дополнение стекла, маскировка утрат, достижение зеркального эффекта, защита красочного слоя, монтаж.

·        В Restauro 5/1996 были опубликованы размышления Т. Брахерта  и Б. Шульц о применении т.н. художественных перьев в станковой и книжной живописи средневековья.  В данном номере  - отклик Б. Райта, дополняющий тему: анатомия пера, изготовление художественных перьев, их применение в качестве кистей для тонкой миниатюрной работы в XVII, XIX и XX вв.

·        У. Эльтген рассказывает о реставрации базилики VI в., пьедесталы многочисленных мраморных колонн которой находились в разрушенном состоянии. Подробно описана методика подбора обломков, их соединения, реставрации, технические приемы и средства, сопутствующая документация.

·        О. Хан делится результатами исследований, которые проводились, чтобы выяснить, каким образом химические средства борьбы с вредителями воздействуют на красочный слой. Тесты проводились на образцах бумаги и пергамента, но результаты подходят  для живописи и полихромной скульптуры. Изучалось воздействие  окиси этилена и синильной кислоты на растительные (крапп, бразильское дерево и т.п.) и минеральные краски (азурит, малахит, свинцовые белила и т.п.). Краски были приготовлены по историческим рецептам, в качестве связующего  применялись яичный белок и гуммиарабик. Выводы: поскольку химические средства борьбы с вредителями повреждают красочный слой и не дают гарантии против повторного заражения, необходимы альтернативные методы. Имело бы больше смысла предпринимать т.н. частичную стерилизацию для уничтожения только живых микроорганизмов, активно разрушающих материал. Это новые способы просушки зараженного материала в вакуумной камере или модифицированный метод Thermo-Lignum (с применением влажного воздуха). Но данные методы еще недостаточно проверены с точки зрения их действенности и воздействия на объекты.  Полную гарантию дает только хранение объектов в специальных климатических камерах

·        Далее в журнале помещены материалы стендовой дискуссии европейских и американских реставраторов живописи на тему «Лак: материал и эстетика». Семинар проводился в июне 1998 г. в Брауншвайге и показал наличие двух тенденций в реставрации масляной живописи:

Америка – эстетические требования «чистой картины», удаление старых лаков    и применение новых синтетических лаков.

Европа – принцип минимального вмешательства и применение натуральных лаков.

 

·        Х. Пининг считает, что решением проблемы хранения крупноформатных объектов (например, карет); а также  объектов, зараженных вредителями, требующих изоляции и обработки пестицидами, может быть применение  газонепроницаемой палатки большого размера  - своего рода «хранилище в хранилище».

 

№5.

 

Корнелия Бандов (Bandow) рассказывает о применение циклододекана в реставрации бумаги для закрепления водорастворимых красок перед водной обработкой. Циклододекан – пленкообразующий материал и принадлежит к группе насыщенных неполярных ацикличных углеводородов, обозначаемых также как циклоалканы. (Cycloalkan). Формула циклододекана C12H24, атомы углерода организованы в кольцо. Циклододекан с его белой кристаллической структурой принадлежит к твердым циклоалканам.  Температура плавления между 58 и 610С, температура кипения 2430, возгорания 265оС. Циклододекан  находит свое техническое применение в производстве полиамидов.

Решающее значение для применения циклододекана в качестве закрепляющего средства является его водонерастворимость и безостаточная сублимация. Это означает, что субстанция улетучивается при комнатной температуре непосредственно из твердого состояния, минуя жидкое. Для применения циклододекана в реставрации удобно, что процесс сублимации занимает несколько дней. Поэтому он может служить в течение некоторого времени в  качестве водоотталкивающего укрепляющего фиксатива для  красок и печатей. В отличие от других пленкообразующих фиксативов, таких, как желатин, Klucel или ПВА, которые подвергаются процессу старения, циклододекан  сублимируется, не оставляя в бумаге никаких остатков. Циклододекан можно наносить на бумагу  либо как насыщенный раствор, либо как расплав (Schmelze).  Раствор: при помощи магнитной мешалки 10 г циклододекана  растворить в 8,0 г петролейного бензина 100-140 или в 6,5 г петролейного эфира 30-40.

 

·        Статья П.Демит о методике укрепления красочного слоя с оборота картины: портрет Х.К. Герлаха работы Б.Х. Бёрнер, 1897 г. (75х64 см., грунт на свинцовых белилах фабричного изготовления; тонкий слой  грунта и живописи – видна текстура холста).   В качестве закрепителя применялся Plexisol P 550  5% (n-butylmethacrylate).  Этапы работы:

1.      Частичное укрепление с лицевой стороны.

2.      Картина лежит лицом вниз, подрамник по углам опирается на специальную подставку. Расстояние до стола – 30 см (для лучшей циркуляции воздуха).

3.      Широкой кистью наносится состав.

4.      На оборот кладется силиконовая фольга (гостафан).

5.      По бокам ставятся вентиляторы, которые постоянно передвигают в течение 8 часов для лучшего воздухообмена.

6.      Второе нанесение состава.

7.      Повторение пп. 4-5.

8.      Выдержка в течение 5 дней.

9.                  Точечная укладка чешуек краски с лицевой стороны (работа с тепловым шпателем, t 40-450С).

 

·        Урсула  Шедлер-Зауб рассказывает об этике реставрации живописи в Италии во вт. п. XX в на многочисленных примерах конкретной реставрации фресок и живописи, с многочисленными цветными и черно-белыми иллюстрациями.  в этом номере первая часть статьи  – влияние Умберто Балдини и Чезаре Бранди, 1950-19780 гг.

Археологическая реставрация.

Критерии: оригинал должен быть представлен объективно и без искажений, без ретуши и дополнений. Вмешательство минимальное, все исторические изменения и реставрации должны быть удалены.  В соответствии с современной эстетикой предпочтение отдается фрагментарности.

Мероприятия: удаление исторических ретушей и дополнений. Утраты не маскируются – в этих местах видна основа (деревянная доска или каменная стена). «Нейтральные» дополнения утрат: во фресках, например, светлой известковой штукатуркой.

 

Флорентийская школа реставрации  к.60-н.70х гг.

Критерии: утраты и изменения красочного слоя должны быть  заметны. «Читаемость» живописи должна быть  улучшена.

Мероприятия для настенной живописи:

1.      Тонкий красочный слой, маленькие утраты – акварель-глазурь в технике «Acqua sporca».

2.      Крупные утраты красочного слоя – дополнения до уровня красочного слоя оригинала известковой штукатуркой, по большей части в манере «Arriccio», с чистой поверхностной структурой.

Методика ретуши ICR (Instituto Centrale per il Restauro – Рим).

Критерии и мероприятия:

дифференциация различных типов утрат:

1.      Мелкие, не имеющие выдающегося художественного значения  утраты (например, на заднем плане) = реконструируемые утраты. Задача: сделать дополнения с не имитационной ретушью. «Rignatino»-ретушь.

2.      Мелкие, имеющие художественное значение утраты (лицо персонажа) = не реконструируемые утраты. Задача: уменьшить негативное формальное влияние на оригинал. Места утрат пространственно отличаются от нижнего грунта путем создания разного уровня, различного тона или другой поверхностной структуры.

3.      Крупные утраты (части живописной композиции) = не реконструируемые утраты. Уровень поверхности утрат должен быть  ниже уровня поверхности оригинала, с тонально различающейся наметкой рисунка (например, обрамления или детали архитектуры).

Методика ретуши во Флоренции.

1.      Мелкие реконструируемые утраты – методика аналогичная методике ICR. Штриховая ретушь в технике «цветовой селекции» (Farbselektion, selezione cromatica) – ретушь параллельным штрихом, подгоняемая  под соседние участки оригинала. Работа 4 чистыми красками. Выбор красок – в соответствии с цветовым решением оригинала.

2.      Не реконструируемые утраты – развитие методик ретуши в духе единой методики (Unita di Metodologia). Дополнение утрат золота:  штриховая ретушь в технике «золотой селекции» (Goldselektion, selecione dell`oro) – не имитация золота, но достижение цветового коэффициента золота с помощью 3 чистых красок.

3.      Расширение сферы применения систематических методик ретуши для живописных рам, алтарной архитектуры, полихромной скульптуры. Крупные не реконструируемые утраты: штриховая ретушь в технике «цветной абстракции» (Farbabstraktion, astraczione cromatica) – штрихи крест на крест. Применение 4 чистых красок в соответствии с колоритом оригинала. Достижение динамической вибрации цвета благодаря изменению толщины и направления штрихов кисти: утраты, разрывающие оригинал, превращаются в утраты, связывающие фрагменты оригинала в одно целое.

 

 

 

 

Словарь терминов.

 

Acqua sporca

Буквально – “грязная вода” (Schmutzwasser). Акварельные глазури для закрытия небольших светлых утрат и потертостей красочного слоя, приближенные к оригиналу, но «ниже тоном».

Arricio

Грубая штукатурка, применяемая в реставрации для «подгонки» стен и в технологии фресок для выравнивания крупных утрат под уровень оригинала.

Цветовая селекция

Применение только 4 чистых цветов в соответствии с общим колоритом оригинала, штрихи кистью параллельные, подгоняются под форму граничащего с утратой участка оригинала.

Цветовая абстракция

Ретушь перекрещенными штрихами (цветовая вибрация). Применение только 4 чистых цветов в соответствии с общим колоритом оригинала, цветовым коэффициентом и формальной задачей.

Золотая селекция

Не имитация золота, но достижение его цветового коэффициента при помощи штриховой ретуши желтой, красной и зеленой красками.

Rignatino

Ретушь чистым вертикальным штрихом в технике акварели, чистыми красками по светлому фону.

 Trattegio

 штриховка параллельным штрихом.

 

·        В статье П.Фурманек и А. Шолтка –  результаты исследований и описание реставрации алтаря 1629 г. работы  Л. Мюнстерманна (высота 5,70 см) из Розенкирхена (Нижняя Саксония).  Первоначальная (временная?) роспись сделана пигментированным клеем с добавлением масляной краски только по рисунку губ и глаз, таким же образом выполнены тексты надписей, гербов и картушей. В 1638 г. было сделано новое покрытие (без грунта): полихромная роспись, клеевое золочение, добавлены серебряные накладки. Во время реставрации была выполнена реконструкция внешнего вида алтаря после каждого из его поновлений – 1761, 1877, 1889 и 1959/60 гг.

·        Группа реставраторов из Королевского музея Дрездена осуществила реставрацию балдахина из «Птичьей комнаты» Августа Сильного (курфюрст Саксонии и Польский король 1670-1733 гг.).  Обстановка комнаты – 4 больших ковра и парадная кровать с балдахином – выполнена из птичьих перьев.  Отсутствие передних колонн у балдахина привело к ошибочному представлению, что вся конструкция предназначена для трона. Это видно на фотографии 1928 г., где кровать выступает как подножие для поставленного на нее трона. Состояние сохранности: поражение дерева и перьев от мышей и насекомых, запыленность, выцветание, утраты, затеки от воды, плесень, механические повреждения от неаккуратной очистки, слипание перьев от обработки инсектицидами (спреем). Реставраторы обращались к объекту 18 раз с 1830 по 1998 гг.  - с различной степенью вмешательства. При последней реставрации  применялись различные методики очистки перьев: сухая, влажная, ультро-звуковая, с помощью компрессов с Laponite RD  в форме геля.

·        Статья Г. Хиби о циклододекане как временном средстве  защиты при транспортировке произведений живописи или полихромной скульптуры. Приводятся результаты тестов применения циклододекана в виде раствора и расплава для пористого водопроницаемого красочного слоя на деревянной основе, для живописи на холсте со смоляным и масляным связующим.

 

№6.

 

·        Статья И. Ридерер посвящена реставрационным исследованиям, проводимым в Берлине в естественнонаучных, технических и учебных институтах.

Основные проекты:

Hahn-Meitner институт –

1.      Атрибуция картины Рембрандта «Мужчина в золотом шлеме». Исследования 1986 года. Подлинность подтверждена.

2.      Исследования живописи Вермеера и Тициана.

3.      Раннее применение неаполитанской желтой у Тициана.

4.      Идентификация тонких глубоко лежащих слоев: исследование позолоченной маски мумии из Египетского музея.

 

ВАМ – Федеральный институт исследований. (Bundesanstalt fur Materialprufung undforschung).

1.      Исследования бронзовой античной скульптуры “Молящийся мальчик”;

2.      Исследования бюста Нофрет (? -Nofrete);

3.      Исследования скульптурной головы царицы Teje;

4.      Визуализация водяных знаков на бумаге сплошь покрытой текстом;

5.      Исследования исторической живописи на стекле (витражи) – конструкция, коррозия.

6.      Изучение повреждений эмалей.

7.      Изучение проблемы влажности в сооружениях из камня.

 

Реставрационная лаборатория Немецкого технического музея.

1.      Консервация мокрого дерева.

2.      Реставрация вагона Кайзера.

Исследовательская лаборатория Rattner.

1.      Белые выцветания на африканских ожерельях из стекла и перламутра.

2.      Разрушения объектов из свинца.

3.      Дезактивация дерева.

4.      Реставрация скульптур из цинкового литья.

5.      Хранение бронзовой скульптуры.

6.      Консервация камня.

Технический институт.

Изменения пигментов красок от воздействия света.

Компьютерные технологии в реставрационной документации.

 

 

·        В статье Евы Лаабс рассказывается о реставрации вагона-салона Кайзера Вильгельма II. Обивка вагона (1889 г.) выполнена в технике линкруста – линолеума с рельефной поверхностью. Состав линкруста: основа – ткань из джута, хлопка (реже из конопли)   или жесткая бумага; масса – льняная олифа с сиккативом, колофон, мел, копаловый лак, парафин, древесная мука, пигменты.

·        Х. Борн рассказывает о реставрации доспехов  Sticna St.Veit, найденных археологом-любителем  великой герцогиней Паулой фон Мекленбург при раскопках 1913 года (50х36см, вес 1400 г- передняя часть; 51х33,5, вес 1200 г – задняя часть). Показан сложный «жизненный путь» доспехов, которые с 1945 года находились в Советском союзе – в музее А.С. Пушкина (?), в Историческом музее (?), затем в Кунсткамере в Ленинграде, и в 1979 году были возвращены в Германию. Описаны современные исследования и реставрация.

·        Следующая статья посвящена исследованиям картины Тициана «Девушка с фруктами» 1555 г., которые проводились в Hahn-Meitner институте и в исследовательской лаборатории Rathgen с помощью NAA – Neutronen-aktivierung Autoradiographie. В результате  обнаружено, что под верхним слоем живописи имеются еще два самостоятельных изображения. Параллельно проводилось изучение красок, в частности неаполитанской желтой – это самый ранний случай ее применения.

·        В статье группы исследователей рассказана история Зеркального кабинета из Мерсербурга – самого раннего и самого красивого из подобных кабинетов. Подробно описаны повреждения, вызванные  Второй мировой войной, деревянная конструкция, состояние голубого холста. Проведены исследования  голубого покрытия холста, анализ золочения, разработаны 4 варианта  концепции реставрации. Главный вопрос – как поступить с разрушенным оригинальным зеркальным покрытием? Удалить его и нанести новое покрытие в старой технике (т.е. имитировать старое покрытие современными средствами) или укрепить и дополнить старое покрытие.

·        Статья В.Мюллер – возможности консервации отслаивающейся эмали на примере драгоценных объектов с эмалью из Зеленой кладовой Альбертины (Дрезден). Исследованы клея и проблемы экспонирования: каким образом климат в музее и материал витрин влияют на сохранность подобных предметов.

·        Как реставрировать технические объекты? В Кёсслинг рассказывает об этом на примерах  фрезерного станка 1910 г., аппарата для фальцевания бумаги 1920-1950 гг., сейсмографа 1890 г., и металлических объектов из вагона-салона Кайзера.

·        Статья группы авторов посвящена т.н. «средству Зоммерфельда». Повреждения деревянной мебели, пропитанной средством защиты от насекомых, и отсутствие точных указаний о его составе заставили современных исследователей обратиться к наследию реставратора Альфреда Зоммерфельда, в 30-е гг. XX в. занимавшегося защитой деревянных объектов от биоповреждений. Проведены исследования импрегнатуры Зоммерфелда, в составе которой обнаружена неизвестная до сих пор стабилизирующая смола.

·        М.Круч (Krutsch) – рассказывает об археологической находке: в Элефантине (Египет) внутри глиняного сосуда обнаружен папирус с текстом приблизительно 2200 до н.э. Была изучена техника сложения свитка, разработана методика его развертывания, отделения слоев, распрямления. Папирус помещен под стекло без какого либо дублирования и, наконец, будет  прочтен - тогда выяснится, что это: юридический текст, инвентарь или обращение к умершим.

 

№7.

 

·        Статья Л.Хёллинг о рождественском украшении для церкви или дома – вращающейся пирамиде с Рудных гор из городского Горного музея Фрайберга. Пирамида, выполненная народными умельцами в середине XIX в., представляет собой гору из папье-маше, на которой размещена вращающаяся башня и человеческие фигурки. Подробно описано состояние сохранности и реставрационные процессы.

·        2 часть статьи о Зеркальном кабинете из Мерсербурга посвящена реставрации зеркал. Подробно описаны повреждения зеркал, методы зеркального литья, химическое серебрение, состав оригинальных стекол.

·        В статье М. Шташулль  изложена концепция общей реставрации Марокканского дома в парке замка Линдерхоф - павильона короля Людвига II (фасад, внутренняя отделка, настенные драпировки, цветные оконные стекла).

·        Истории, изготовлению и реставрации т.н. Криппен-фигурок посвящена статья М.Т. Ворх (Баварский национальный музей, Мюнхен). Это популярные с XVI в. библейские сцены с множеством персонажей, для изготовления которых применялись самые разнообразные материалы: воск, дерево, шерсть, бумага, слюда, текстиль, золотая фольга, кружево, терракота. Подробно описаны проблемы дальнейшего хранения, экспонирования (климат, витрины, освещение) и транспортировки.

·        2 часть статьи У. Шедлер-Зауб  - дальнейшее развитие методик ретуши живописи в Италии. Один из главных вопросов любой реставрации – как поступать с  предыдущими поновлениями: консервировать их или удалять. Автор считает, что  нужно сохранять оригинальную субстанцию, а не стремиться к радикальному вмешательству в объект. Через несколько десятилетий сохранившиеся образцы «археологической реставрации» будут представлять большой интерес – и не только с точки зрения истории реставрации.

·        Т.Виммер, А.Хабердитцль рассказывают об испытаниях новых средств фиксации водочувствительных красителей на современных документах. Исследования проводились в Институте охраны архивных и библиотечных памятников в Людвигсбурге. Объект: персональные документы Эмиля Джулиуса Гумбельса из Университетского архива Хайдельберга 1922-1964 годов: 122 листа формата  DIN А4–А5. Бумага с содержанием древесных волокон (лигнин), рукопись  разноцветными чернилами, машинописный текст, многочисленные штемпели. Состояние сохранности: PH=3,9, пожелтение, разрывы, утраты. 42 листа – наклейки скотча с 2х сторон в области корешка и полей. Укрепление водочувствительных чернил и штемпелей проводилось при помощи ионных фиксативов: мезитола и ревина. (Mesitol, Rewin) Это субстанции, которые связываются соответственно с противоположно – позитивно или негативно – заряженными красителями в комплекс, трудно растворимый в воде. Излишек фиксирующего средства вымывается при промывке.

Hosted by uCoz