Restauro
№ 1.
Статья
В. Хартляйтнера о проблемах реставрации объектов из известняка с восковым
покрытием на конкретных примерах – алтарь и эпитафии XYI и XYII вв. Описаны типичные повреждения, способы
удаления старого воскового покрытия, анализ современных покрытий, проблемы
защиты от граффити.
·
А.Бартль описывает результаты исследований двух
произведений живописи: портрет Барабары Дюрер из Германского национального
музея Нюрнберга и А.Дюрера-старшего из галереи Уффици во Флоренции. Цель исследования: прояснить вопрос, является
ли портрет Барбары Дюрер работой ее сына? (портрет отца
· Р.Б.Фальтермайер рассказывает о результатах специальных тестов, которые проводились, чтобы выяснить, какие ингибиторы нужны для защиты от коррозии археологических объектов из меди и медных сплавов. Было испытано 6 видов ингибиторов, каждый из которых либо не дает 100% гарантии защиты, либо вызывает изменение цвета поверхности. Лучшие результаты показал все-таки бензотриазол (99% гарантии, поверхность темнеет).
·
Две следующие статьи посвящены реставрации
кабинета
· Я.А. Чирмай (? -Szirmai) начинает серию статей о консервационных переплетах. Консервационный переплет должен гарантировать оптимальное функционирование книги, обеспечивать длительную защиту блока, быть обратимым, свободным от декора и экономичным. В 1-й статье говорится о консервационном переплете с деревянными досками, кожаным корешком и кожаной застежкой. Данный тип консервационного переплета применяют, когда: утерян оригинальный переплет; оригинальный переплет в таком состоянии, что его не имеет смысла реставрировать; оригинальный переплет причиняет внутренние повреждения книге. Подробно описана конструкция переплета, шитье тетрадей, плетение каптала, подготовка деревянных досок.
№2.
· Б.Бюнше продолжает исследование деревянной скульптуры на примере т.н. Гошхоф-алтаря н. XYI в. Скульптура изготовлена из дерева, первоначально были раскрашены только глаза, губы и щеки. В середине XYI века скульптура покрыта полихромной росписью. Автор пытается найти термин для обозначения подобной скульптуры: «неполихромная», «частично раскрашенная» и т.д.
· Г. Хоффманн и Р.Урбанек рассказывают о специальных исследованиях в ИК-лучах позднеготических креста-распятия и бюста–реликвария сер.XIY в. В результате под полихромной росписью был обнаружен подготовительный рисунок углем по грунту. Орнамент на воротничке одеяния выполнен в редкой технике Pastiglia: декор сформован пластически из того же грунт (мел + клей). Аппаратура: Sony-CCD, ИК-видеокамера, обработка – компьютерная программа Adobe-Photoshop.
·
2-я статья Я.А. Чирмай. Новый тип
консервационного переплета создан по принципу т.н. переплета «в четверть
фальца» (Quarter-Joint Case). Подобный переплет был разработан в Англии в середине
50х гг. При этом методе крышки переплета
не доходят до корешка на расстояние, равное ¼ ширины корешка. Это позволяет устранить
недостатки переплета со свободным (круглым) корешком и обеспечивает отсутствие
повреждений при оптимальном раскрытии блока.
· А.Раух - 1-я часть статьи о реставрации шкатулки н. XYIII в.: маркетри из цветной соломки с гравировкой. Две основные проблемы: технология изготовления и консервация. Забытая техника была изучена автором по литературе. При изготовлении шкатулки использовались дерево, бумага и соломка. Бумага не чисто тряпичная (добавка пока не идентифицирована), с оборотной стороны – исписана. Источники не дают сведений о том, чем покрывались подобные произведения: воском, клеем или чем-либо подобным, или поверхность лощилась механически. В данном случае существует тонкое пигментированное покрытие, которое не удалось точно определить. Возможно, оно было нанесено при поздних поновлениях.
· С. Гензике рассказывает о первых результатах реставрационного проекта в Каире, который с 1992 года осуществляет Американский Исследовательский центр (American Research Center).
· Две следующие статьи - о реставрации кабинета п.п.XYII в. работы Х. Келлерталера (Дрезден): дерево редких пород, красный шелк, латунь, железо, серебряное литье, частичное золочение, чеканка, частичное чернение. Был проведен демонтаж накладок, составлена карта повреждений. Фигуры и их постаменты хранились отдельно, реконструкция их размещения велась с помощью имевшихся старинных фотографий. Было изготовлено 9 гальвано-копий, для сильно поврежденных фигур сделаны специальные втулки из полиакридного стекла. (Э. Бегов). Деревянная часть находилась в тяжелом состоянии: нестабильность конструкции, трещины, утраты фурнитуры, следы предыдущих поновлений. При консервации поверхности не применяли лаки и воскосмоляные политуры, т.к. они сильно меняют внешний вид эбенового дерева. Кроме того, не было сведений, что кабинет первоначально подвергался подобной обработке. Поэтому поверхность была обработана японским гвоздичным маслом с последующей располировкой. (И. Фладе).
№3.
·
Статья К. Френклер-Балхорн об исторических
зеркалах в замках: подробно описана история зеркал, особенности обращения с
историческими зеркалами, климатические параметры, реставрация: очистка тыльной
стороны, склейка фрагментов, дополнение утрат амальгамы и зеркала.
·
И. Краус, Ф.Л. Шотт – исследования и реставрация
миниатюры с изображением вида Праги, выполненной в
· М.Т. Ворх говорит в своей статье о том, что ясная и убедительная документация – это визитная карточка и показатель достижений реставратора. Автор дает обзор видов документации в реставрации текстиля за прошлые годы, определяет критерии оптимальной документации, разъясняет необходимость фото-документации и современных компьютерных средств документирования. Документация должна включать следующие разделы (минимальные требования):
1. Описание объекта – название, размеры, №, владелец, место хранения, время, автор, мануфактура (мастерская, монастырь), материал (описание технологии), заказчик, реставратор.
2. Для особо уникальных объектов необходимо также указать: источники и архивные материалы; историю реставрации и изменений объекта; обоснование всех реставрационных мероприятий. Протоколировать все рабочие совещания с указанием участвующих персон. Если имеет место комбинация различных материалов – обязательно привлечение экспертов, координация рабочих процессов и совместное ведение документации.
3. Описание сохранности – состояние оригинальных субстанций и дополнений, изменения оригинальных субстанций, род повреждений, причина, расположение и объем.
4. Документирование исследований - детальное исследование тканей и материалов, плетения нитей – приложить образцы раппорта в виде рисунка или фотографии; рисунок или письменное описание швов и ниток; анализ красителей, конструкция и выкройка, рисунок возможной реконструкции; анализ повреждений (микроскопия и т.п.). Химическое и физическое обоснование причин повреждений. Оценка и интерпретация повреждений: результат пользования, перекрой и перекраска, хранение, историческое происшествие. Пробы реставрации, расположение, основание, описание, обозначение.
5. Предполагаемые мероприятия – указания по обращению, процессы, методы, планируемые материалы, конкретная цель реставрации и изменения, которые будут произведены; необходимое число фотосъемок, вид их и размер; предполагаемое планирование привлечения экспертов и реставраторов других специальностей.
6. Полное описание деталей реставрационного процесса – используемые материалы с указанием продукта и его количества (дата выпуска, поставщик), продолжительность, картография проводимых мероприятий. Необходимо обосновать изменение концепции реставрации (если она была изменена в ходе реставрации).
7. Рекомендации к экспонированию, хранению и перевозке – витрина, ее конструкция и обработка; упаковочный материал, температурно-влажностный и световой режим, указания к транспортировке.
8. Стоимость 1 часа работ и расходы по заработной плате, стоимость материалов и оборудования, письменных и фотодокументов, хранения, специальных исследований, транспорта и охраны; а также даты начала и окончания платежей.
· П. Турек исследует вопрос, насколько долговечна компьютерная форма хранения информации для ведения реставрационной документации.
· Х. Шинцель делится размышлениями о практике реставрации современных произведений искусства в обстановке выставочного ажиотажа: композиция из яичной скорлупы, частично разрушенная во время транспортировки и деформированный льняной холст с водным затеком. При работе с произведениями современного искусства реставраторам приходиться разрешать не только материально-технические проблемы, но и некоторые другие, например: насколько применимы в данном случае привычные традиционные понятия «оригинал», «подлинник»?
· Вторая часть статьи А. Раух о реставрации шкатулки с маркетри из соломки. Рассматриваются причины повреждений, проводится анализ возможных клеящих веществ, выбор которых ограничивают свойства самого материала шкатулки, не выдерживающего воздействия тепла и влаги (выбрана метилцеллюлоза Benecel MO 42 - Fa. Aqualon). Для очистки поверхности применялась искусственная слюна (? – Kunstliche Speichel) Glasodon – Fa. Fresenius. Дополнения выполнены из бумаги, на больших участках – из соломки по образцу оригинала. Трудно было дать какие-либо рекомендации относительно экспонирования, т.к. оптимальные климатические условия для изделий из соломки еще не определены.
· Статья группы авторов из Штутгарта, Гамбурга и Вены о результатах работы с ферментами при удалении старых наклеек в Альбертине (собрание графики в Вене). Клейстер из пшеничного крахмала – традиционное средство для монтажа графики в музеях и архивах. Демонтаж и удаление клея с применением обычной методики не всегда дают хорошие результаты. Часто возникают повреждения бумаги оригинала – особенно мягкой, слабо проклеенной эстампной бумаги. Применение влажного метода при демонтаже архивных документов с неводостойкими чернилами также недопустимо. Попадание влаги на текст, выполненный железо-галловыми чернилами, может привести к разрушению бумаги.
Поэтому разработана методика применения т.н. «Альбертина-компрессов» из энзимов (ферментов) для удаления старых клеев. Амилаза – специфический энзим, расщепляющий крахмал. Она способствует разложению крахмального клейстера на водорастворимые низкомолекулярные сахара. В результате крахмальный клей теряет свои клеящие свойства, поэтому бумажные наклейки можно удалить без повреждения чувствительной бумаги.
№ 4.
· О. Вехтер делится опытом солнечной отбелки: соблюдая известную осторожность, этот способ можно применять как при реставрации раскрашенной графики, так и акварелей. Чего можно достичь, применяя солнечную отбелку? Можно осветлить бумагу интенсивных желтых и коричневых тонов. Применяя комбинированные методы, можно удалить водные затеки и пятна плесени, а также остаточные следы восковых, жирных и смоляных пятен, если они до этого обрабатывались органическими растворителями. Процесс отбелки достаточно сложен, так что лист приходится многократно увлажнять и время от времени выставлять на солнце. Для раскрашенной графики нужен дифференцированный комбинированный метод. Автор сам неоднократно проверял данный метод на практике.
· Статья Е.Аньини (Agnini) посвящена редкой технике – т.н. «живописи под стеклом». Подробно описаны особенности живописи на стекле, состояние сохранности: повреждения, вызванные особенностями самой техники, климатом и предыдущими реставрациями; условия хранения и экспонирования. Автор рассказывает о поисках подходящей методики, о критериях выбора закрепителей (микрокристаллические низкоплавкие воски), о реставрационных процессах: укрепление красочного слоя, склейка стекла (клей - специальная двухкомпонентная эпоксидная смола Araldit 2020), соединение осколков, дополнение стекла, маскировка утрат, достижение зеркального эффекта, защита красочного слоя, монтаж.
· В Restauro 5/1996 были опубликованы размышления Т. Брахерта и Б. Шульц о применении т.н. художественных перьев в станковой и книжной живописи средневековья. В данном номере - отклик Б. Райта, дополняющий тему: анатомия пера, изготовление художественных перьев, их применение в качестве кистей для тонкой миниатюрной работы в XVII, XIX и XX вв.
· У. Эльтген рассказывает о реставрации базилики VI в., пьедесталы многочисленных мраморных колонн которой находились в разрушенном состоянии. Подробно описана методика подбора обломков, их соединения, реставрации, технические приемы и средства, сопутствующая документация.
· О. Хан делится результатами исследований, которые проводились, чтобы выяснить, каким образом химические средства борьбы с вредителями воздействуют на красочный слой. Тесты проводились на образцах бумаги и пергамента, но результаты подходят для живописи и полихромной скульптуры. Изучалось воздействие окиси этилена и синильной кислоты на растительные (крапп, бразильское дерево и т.п.) и минеральные краски (азурит, малахит, свинцовые белила и т.п.). Краски были приготовлены по историческим рецептам, в качестве связующего применялись яичный белок и гуммиарабик. Выводы: поскольку химические средства борьбы с вредителями повреждают красочный слой и не дают гарантии против повторного заражения, необходимы альтернативные методы. Имело бы больше смысла предпринимать т.н. частичную стерилизацию для уничтожения только живых микроорганизмов, активно разрушающих материал. Это новые способы просушки зараженного материала в вакуумной камере или модифицированный метод Thermo-Lignum (с применением влажного воздуха). Но данные методы еще недостаточно проверены с точки зрения их действенности и воздействия на объекты. Полную гарантию дает только хранение объектов в специальных климатических камерах
·
Далее в журнале помещены материалы стендовой
дискуссии европейских и американских реставраторов живописи на тему «Лак:
материал и эстетика». Семинар проводился в июне
Америка – эстетические требования «чистой картины», удаление старых лаков и применение новых синтетических лаков.
Европа – принцип минимального вмешательства и применение натуральных лаков.
· Х. Пининг считает, что решением проблемы хранения крупноформатных объектов (например, карет); а также объектов, зараженных вредителями, требующих изоляции и обработки пестицидами, может быть применение газонепроницаемой палатки большого размера - своего рода «хранилище в хранилище».
№5.
Корнелия Бандов (Bandow)
рассказывает о применение циклододекана в реставрации бумаги для закрепления
водорастворимых красок перед водной обработкой. Циклододекан – пленкообразующий
материал и принадлежит к группе насыщенных неполярных ацикличных углеводородов,
обозначаемых также как циклоалканы. (Cycloalkan). Формула циклододекана C12H24,
атомы углерода организованы в кольцо. Циклододекан с его белой кристаллической
структурой принадлежит к твердым циклоалканам.
Температура плавления между 58 и 610С, температура кипения
2430, возгорания 265оС. Циклододекан находит свое техническое применение в
производстве полиамидов.
Решающее значение для
применения циклододекана в качестве закрепляющего средства является его
водонерастворимость и безостаточная сублимация. Это означает, что субстанция
улетучивается при комнатной температуре непосредственно из твердого состояния,
минуя жидкое. Для применения циклододекана в реставрации удобно, что процесс
сублимации занимает несколько дней. Поэтому он может служить в течение
некоторого времени в качестве
водоотталкивающего укрепляющего фиксатива для
красок и печатей. В отличие от других пленкообразующих фиксативов,
таких, как желатин, Klucel или ПВА, которые подвергаются процессу старения,
циклододекан сублимируется, не оставляя
в бумаге никаких остатков. Циклододекан можно наносить на бумагу либо как насыщенный раствор, либо как расплав
(Schmelze). Раствор:
при помощи магнитной мешалки
·
Статья П.Демит о методике укрепления красочного
слоя с оборота картины: портрет Х.К. Герлаха работы Б.Х. Бёрнер,
1. Частичное укрепление с лицевой стороны.
2.
Картина лежит лицом вниз, подрамник по углам опирается
на специальную подставку. Расстояние до стола –
3. Широкой кистью наносится состав.
4. На оборот кладется силиконовая фольга (гостафан).
5. По бокам ставятся вентиляторы, которые постоянно передвигают в течение 8 часов для лучшего воздухообмена.
6. Второе нанесение состава.
7. Повторение пп. 4-5.
8. Выдержка в течение 5 дней.
9. Точечная укладка чешуек краски с лицевой стороны (работа с тепловым шпателем, t 40-450С).
· Урсула Шедлер-Зауб рассказывает об этике реставрации живописи в Италии во вт. п. XX в на многочисленных примерах конкретной реставрации фресок и живописи, с многочисленными цветными и черно-белыми иллюстрациями. в этом номере первая часть статьи – влияние Умберто Балдини и Чезаре Бранди, 1950-19780 гг.
Археологическая реставрация.
Критерии: оригинал
должен быть представлен объективно и без искажений, без ретуши и дополнений.
Вмешательство минимальное, все исторические изменения и реставрации должны быть
удалены. В соответствии с современной
эстетикой предпочтение отдается фрагментарности.
Мероприятия: удаление исторических ретушей и дополнений. Утраты не маскируются – в этих местах видна основа (деревянная доска или каменная стена). «Нейтральные» дополнения утрат: во фресках, например, светлой известковой штукатуркой.
Флорентийская школа реставрации к.60-н.70х гг.
Критерии: утраты и изменения красочного слоя должны быть заметны. «Читаемость» живописи должна быть улучшена.
Мероприятия для настенной живописи:
1. Тонкий красочный слой, маленькие утраты – акварель-глазурь в технике «Acqua sporca».
2. Крупные утраты красочного слоя – дополнения до уровня красочного слоя оригинала известковой штукатуркой, по большей части в манере «Arriccio», с чистой поверхностной структурой.
Методика ретуши ICR (Instituto Centrale per il Restauro – Рим).
Критерии и мероприятия:
дифференциация различных типов утрат:
1. Мелкие, не имеющие выдающегося художественного значения утраты (например, на заднем плане) = реконструируемые утраты. Задача: сделать дополнения с не имитационной ретушью. «Rignatino»-ретушь.
2. Мелкие, имеющие художественное значение утраты (лицо персонажа) = не реконструируемые утраты. Задача: уменьшить негативное формальное влияние на оригинал. Места утрат пространственно отличаются от нижнего грунта путем создания разного уровня, различного тона или другой поверхностной структуры.
3. Крупные утраты (части живописной композиции) = не реконструируемые утраты. Уровень поверхности утрат должен быть ниже уровня поверхности оригинала, с тонально различающейся наметкой рисунка (например, обрамления или детали архитектуры).
Методика ретуши во Флоренции.
1. Мелкие реконструируемые утраты – методика аналогичная методике ICR. Штриховая ретушь в технике «цветовой селекции» (Farbselektion, selezione cromatica) – ретушь параллельным штрихом, подгоняемая под соседние участки оригинала. Работа 4 чистыми красками. Выбор красок – в соответствии с цветовым решением оригинала.
2. Не реконструируемые утраты – развитие методик ретуши в духе единой методики (Unita di Metodologia). Дополнение утрат золота: штриховая ретушь в технике «золотой селекции» (Goldselektion, selecione dell`oro) – не имитация золота, но достижение цветового коэффициента золота с помощью 3 чистых красок.
3. Расширение сферы применения систематических методик ретуши для живописных рам, алтарной архитектуры, полихромной скульптуры. Крупные не реконструируемые утраты: штриховая ретушь в технике «цветной абстракции» (Farbabstraktion, astraczione cromatica) – штрихи крест на крест. Применение 4 чистых красок в соответствии с колоритом оригинала. Достижение динамической вибрации цвета благодаря изменению толщины и направления штрихов кисти: утраты, разрывающие оригинал, превращаются в утраты, связывающие фрагменты оригинала в одно целое.
Словарь терминов.
Acqua sporca
Буквально – “грязная вода” (Schmutzwasser). Акварельные глазури для закрытия небольших светлых утрат и потертостей красочного слоя, приближенные к оригиналу, но «ниже тоном».
Arricio
Грубая штукатурка, применяемая в реставрации для «подгонки» стен и в технологии фресок для выравнивания крупных утрат под уровень оригинала.
Цветовая селекция
Применение только 4 чистых цветов в соответствии с общим колоритом оригинала, штрихи кистью параллельные, подгоняются под форму граничащего с утратой участка оригинала.
Цветовая абстракция
Ретушь перекрещенными штрихами (цветовая вибрация). Применение только 4 чистых цветов в соответствии с общим колоритом оригинала, цветовым коэффициентом и формальной задачей.
Золотая селекция
Не имитация золота, но достижение его цветового коэффициента при помощи штриховой ретуши желтой, красной и зеленой красками.
Rignatino
Ретушь чистым вертикальным штрихом в технике акварели, чистыми красками по светлому фону.
Trattegio
штриховка параллельным штрихом.
·
В статье П.Фурманек и А. Шолтка – результаты исследований и описание
реставрации алтаря
·
Группа реставраторов из Королевского музея
Дрездена осуществила реставрацию балдахина из «Птичьей комнаты» Августа
Сильного (курфюрст Саксонии и Польский король 1670-1733 гг.). Обстановка комнаты – 4 больших ковра и
парадная кровать с балдахином – выполнена из птичьих перьев. Отсутствие передних колонн у балдахина
привело к ошибочному представлению, что вся конструкция предназначена для
трона. Это видно на фотографии
· Статья Г. Хиби о циклододекане как временном средстве защиты при транспортировке произведений живописи или полихромной скульптуры. Приводятся результаты тестов применения циклододекана в виде раствора и расплава для пористого водопроницаемого красочного слоя на деревянной основе, для живописи на холсте со смоляным и масляным связующим.
№6.
· Статья И. Ридерер посвящена реставрационным исследованиям, проводимым в Берлине в естественнонаучных, технических и учебных институтах.
Основные проекты:
Hahn-Meitner институт –
1. Атрибуция картины Рембрандта «Мужчина в золотом шлеме». Исследования 1986 года. Подлинность подтверждена.
2. Исследования живописи Вермеера и Тициана.
3. Раннее применение неаполитанской желтой у Тициана.
4. Идентификация тонких глубоко лежащих слоев: исследование позолоченной маски мумии из Египетского музея.
ВАМ – Федеральный институт исследований. (Bundesanstalt fur Materialprufung und –forschung).
1. Исследования бронзовой античной скульптуры “Молящийся мальчик”;
2. Исследования бюста Нофрет (? -Nofrete);
3. Исследования скульптурной головы царицы Teje;
4. Визуализация водяных знаков на бумаге сплошь покрытой текстом;
5. Исследования исторической живописи на стекле (витражи) – конструкция, коррозия.
6. Изучение повреждений эмалей.
7. Изучение проблемы влажности в сооружениях из камня.
Реставрационная лаборатория Немецкого
технического музея.
1. Консервация мокрого дерева.
2. Реставрация вагона Кайзера.
Исследовательская лаборатория Rattner.
1. Белые выцветания на африканских ожерельях из стекла и перламутра.
2. Разрушения объектов из свинца.
3. Дезактивация дерева.
4. Реставрация скульптур из цинкового литья.
5. Хранение бронзовой скульптуры.
6. Консервация камня.
Технический институт.
Изменения пигментов красок от воздействия света.
Компьютерные технологии в реставрационной документации.
·
В статье Евы Лаабс рассказывается о реставрации
вагона-салона Кайзера Вильгельма II. Обивка вагона (
·
Х. Борн рассказывает о реставрации доспехов Sticna St.Veit, найденных
археологом-любителем великой герцогиней
Паулой фон Мекленбург при раскопках 1913 года (50х36см, вес 1400 г- передняя
часть; 51х33,5, вес
·
Следующая статья посвящена исследованиям картины
Тициана «Девушка с фруктами»
· В статье группы исследователей рассказана история Зеркального кабинета из Мерсербурга – самого раннего и самого красивого из подобных кабинетов. Подробно описаны повреждения, вызванные Второй мировой войной, деревянная конструкция, состояние голубого холста. Проведены исследования голубого покрытия холста, анализ золочения, разработаны 4 варианта концепции реставрации. Главный вопрос – как поступить с разрушенным оригинальным зеркальным покрытием? Удалить его и нанести новое покрытие в старой технике (т.е. имитировать старое покрытие современными средствами) или укрепить и дополнить старое покрытие.
· Статья В.Мюллер – возможности консервации отслаивающейся эмали на примере драгоценных объектов с эмалью из Зеленой кладовой Альбертины (Дрезден). Исследованы клея и проблемы экспонирования: каким образом климат в музее и материал витрин влияют на сохранность подобных предметов.
·
Как реставрировать технические объекты? В
Кёсслинг рассказывает об этом на примерах
фрезерного станка
· Статья группы авторов посвящена т.н. «средству Зоммерфельда». Повреждения деревянной мебели, пропитанной средством защиты от насекомых, и отсутствие точных указаний о его составе заставили современных исследователей обратиться к наследию реставратора Альфреда Зоммерфельда, в 30-е гг. XX в. занимавшегося защитой деревянных объектов от биоповреждений. Проведены исследования импрегнатуры Зоммерфелда, в составе которой обнаружена неизвестная до сих пор стабилизирующая смола.
· М.Круч (Krutsch) – рассказывает об археологической находке: в Элефантине (Египет) внутри глиняного сосуда обнаружен папирус с текстом приблизительно 2200 до н.э. Была изучена техника сложения свитка, разработана методика его развертывания, отделения слоев, распрямления. Папирус помещен под стекло без какого либо дублирования и, наконец, будет прочтен - тогда выяснится, что это: юридический текст, инвентарь или обращение к умершим.
№7.
· Статья Л.Хёллинг о рождественском украшении для церкви или дома – вращающейся пирамиде с Рудных гор из городского Горного музея Фрайберга. Пирамида, выполненная народными умельцами в середине XIX в., представляет собой гору из папье-маше, на которой размещена вращающаяся башня и человеческие фигурки. Подробно описано состояние сохранности и реставрационные процессы.
· 2 часть статьи о Зеркальном кабинете из Мерсербурга посвящена реставрации зеркал. Подробно описаны повреждения зеркал, методы зеркального литья, химическое серебрение, состав оригинальных стекол.
· В статье М. Шташулль изложена концепция общей реставрации Марокканского дома в парке замка Линдерхоф - павильона короля Людвига II (фасад, внутренняя отделка, настенные драпировки, цветные оконные стекла).
· Истории, изготовлению и реставрации т.н. Криппен-фигурок посвящена статья М.Т. Ворх (Баварский национальный музей, Мюнхен). Это популярные с XVI в. библейские сцены с множеством персонажей, для изготовления которых применялись самые разнообразные материалы: воск, дерево, шерсть, бумага, слюда, текстиль, золотая фольга, кружево, терракота. Подробно описаны проблемы дальнейшего хранения, экспонирования (климат, витрины, освещение) и транспортировки.
· 2 часть статьи У. Шедлер-Зауб - дальнейшее развитие методик ретуши живописи в Италии. Один из главных вопросов любой реставрации – как поступать с предыдущими поновлениями: консервировать их или удалять. Автор считает, что нужно сохранять оригинальную субстанцию, а не стремиться к радикальному вмешательству в объект. Через несколько десятилетий сохранившиеся образцы «археологической реставрации» будут представлять большой интерес – и не только с точки зрения истории реставрации.
· Т.Виммер, А.Хабердитцль рассказывают об испытаниях новых средств фиксации водочувствительных красителей на современных документах. Исследования проводились в Институте охраны архивных и библиотечных памятников в Людвигсбурге. Объект: персональные документы Эмиля Джулиуса Гумбельса из Университетского архива Хайдельберга 1922-1964 годов: 122 листа формата DIN А4–А5. Бумага с содержанием древесных волокон (лигнин), рукопись разноцветными чернилами, машинописный текст, многочисленные штемпели. Состояние сохранности: PH=3,9, пожелтение, разрывы, утраты. 42 листа – наклейки скотча с 2х сторон в области корешка и полей. Укрепление водочувствительных чернил и штемпелей проводилось при помощи ионных фиксативов: мезитола и ревина. (Mesitol, Rewin) Это субстанции, которые связываются соответственно с противоположно – позитивно или негативно – заряженными красителями в комплекс, трудно растворимый в воде. Излишек фиксирующего средства вымывается при промывке.